| Главная | Пятница, 22 Ноября 2024, 00:24 | RSS | |
ЛОГОС Духовно-образовательный проект Гимназии № 11 г. Минска
|
|
В разделе материалов: 18 Показано материалов: 11-18 |
Страницы: « 1 2 |
Встречи бывают разные. Одни из них проходят без следа и тут же забываются, другие остаются, а иногда определяют всю нашу дальнейшую жизнь. Но есть единственная в мире Встреча, не только сохранившаяся в Священной истории, но даже ставшая великим ежегодным христианским торжеством (2/15 февраля). Его славянское архаическое название – "Сретение" – так и переводится: «Встреча». Об этой знаменательной встрече, происшедшей за несколько лет до наступления календарной «новой эры», мы читаем во второй главе Евангелия от Луки. Попытаемся представить себе происходящее. |
Сегодня, 3 февраля (21 января по ст. ст.), – память преподобного Максима Грека (ок. 1470 – 12.XII.1555), одного из образованнейших людей своего времени, знаменитого деятеля русского Просвещения XVI столетия, поплатившегося за свою европейскую ученость и человеческую порядочность многолетним заточением в монастырской темнице. Михаил Триволис – таково светское имя Максима Грека – родился в Арте в аристо¬кратиче¬ской греческой семье Триволисов. В 1490–1491 гг. он баллотировался (неудачно) в состав совета острова Корфу, а через год направился в Ита¬лию, где получил блестящее универ¬ситетское образование. Поначалу он обосновался во Фло¬рен-ции, где познакомился с Анджело Полициано, Марсилио Фичино и дру-ги¬ми прославленными италь¬янскими гуманистами эпохи Возрождения. Он также учился у известного гуманиста Иоанна Ласкариса; побывал в Болонье, Падуе, Милане, Венеции. Но самым сильным впе¬чатлением стали для него проповеди Джироламо Савонаролы, гибель которого в 1498 г. Максим Грек описал, уже находясь в Московии («Повесть страшна и досто¬памятна и о совершенном иноческом жительстве»). Очевидно, под влиянием Савонаро¬лы он решил постричься в доминикан¬ском монастыре Сан Марко, но про¬был там недолго (1502–1504 гг.). Выученик итальянских гуманистов пере¬ехал на Афон и постригся в Ватопедском монастыре в монахи с именем Максим. В жизни Михаила-Максима произошел перелом: он отрекся от своих прежних увлечений, чтобы полностью сосредоточиться на богосло¬вии, хотя отзвуки культуры Ренессанса будут звучать во многих его позднейших работах. Юрий (Георгий) РУБАН |
Древние
богослужебные источники свидетельствуют, что из некоего
«синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или
Епифания (Богоявление, или Явление [Божественной силы]), включавшего в
себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл
исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане,
Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее
торжественные праздники – производные от этих основных (смотрите
ниже).
|
Рубан Ю. Общее понятие о рождественском цикле. Как известно, богослужебное чествование важнейших праздников не ограничивается одним днем. В первую очередь это относится к торжествам, выражающим важнейшие догматы Христианства как религии Спасения – к Богоявлению, т. е. явлению Бога во плоти, и Его Воскресению из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продолжительный и тщательно разработанный календарный период, именуемый «Пасхальным циклом» (мы будем говорить о нем позднее). Ро... |
Мы живем в мире исполнившегося обещания. Это исполнение – Христос. Для нас пришла жизнь вечная; она – как зерно, несущее нас в себе. И вот – где мы? Какова наша вера в другие обещания, какова наша верность Живому Богу, давшему их нам? Неужели мы не можем уподобиться самому хрупкому из людей Ветхого Завета и не можем постараться вырасти в меру самого великого из них? |
Господь, сотворивший наш мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, Божественной радостью, встречается, однако, в этом мире с холодным отказом. Он призывает всех – но избрание зависит от нас; Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни – но мы должны ответить любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь. |
Кто же покровительствует столь грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – 'иноземка') – героиня христианской агиографической литературы, дева и св. великомученица, почитаемая на православном Востоке (особенно в России) и католическом Западе. Ее память – 17 декабря по новому стилю (на Западе – 4 декабря). Рубан Ю.И. |
Как в древности, так и сейчас мир разделяет множество границ, символизирующих собою вражду и отчуждение. Циничное изречение античного писателя гласило: Homo homini lupus est (человек человеку волк). Наука XIX века утверждала, что история человечества движима «Борьбой за существование». Один из современных философов произнес известный афоризм: «Другие –это ад». Согрешившему Адаму вход в Едемский сад преграждал пограничник – херувим с пламенным мечом. |
|
|