Так, мир установив, Он сотворил Себе из двух одного нового человека, созидая мир, и примирил Крестом обоих с Богом в одном Теле, убив в Себе вражду. Придя, Он возвестил мир – вам [язычникам], дальним, и мир близким [иудеям]. Теперь через Него мы, оба народа, в одном Духе имеем доступ к Отцу.
Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, но сограждане святых и домочадцы Бога. Вы – дом, построенный на основании апостолов и пророков; краеугольный камень – Сам Христос Иисус, в Котором все здание, крепко сложенное, растет, становится святым храмом в Господе; в Котором и вы, в это здание встроенные, становитесь жилищем Бога в Духе.
Евангельское чтение
Евангелие от Луки 8:26-39
[Исцеление Гадаринского бесноватого]
В то время приплыл Иисус в окрестности Герасы (в страну Гадаринскую), что через озеро напротив Галилеи.
А когда же сошел Он на берег, встретился Ему человек из города, одержимый бесами; он давно уже не носил одежды и жил не в доме, а в могильных пещерах. Он, увидев Иисуса, с воплем кинулся Ему в ноги и громким голосом сказал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня». Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека. А бес уже много раз обуревал его, так сто приходилось вязать цепями по рукам и ногам и стеречь, а он рвал цепи, и бес гнал его в пустынные места.
И спросил его Иисус: «Как тебе имя?» И тот сказал: «Легион», — потому что много бесов вселилось в того человека. И они просили Иисуса, чтобы не посылал их в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы Он дозволил в них вселиться; и Он дал им дозволение.
Бесы, выйдя из человека, вселились в свиней, и ринулось стадо с кручи в озеро, и утонуло.
Пастухи, видя происшедшее, побежали и разнесли весть по городу и окрестностям. И вышли люди посмотреть, что случилось; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и стало им страшно. А очевидцы рассказали им, как был спасен бесноватый.
И просил Его весь народ окрестностей Герасы удалиться от них, потому что обуял их великий страх.
Он же, войдя в лодку, отплыл назад. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его дозволения быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что Бог сделал для тебя».
И тот пошел и стал возвещать по всему городу, что сделал ему Иисус.
Сограждане святых
(Проповедь на апостольское чтение)
Как в древности, так и сейчас мир разделяет множество границ, символизирующих собою вражду и отчуждение. Циничное изречение античного писателя гласило: Homo homini lupus est (человек человеку волк). Наука XIX века утверждала, что история человечества движима «Борьбой за существование». Один из современных философов произнес известный афоризм: «Другие –это ад». Согрешившему Адаму вход в Едемский сад преграждал пограничник – херувим с пламенным мечом. Наконец, есть одна невидимая, но самая крепкая стена, которая отделяет небо от земли, Бога от людей. Стена эта – смерть. Но в этой стене давно пробита брешь. Более того, в одном из своих песнопений Церковь провозглашает: «разрушил Крестом Твоим смерть!».
Прочитанный отрывок из Послания к Ефесянам в торжественной, почти гимнической форме говорит о разрушении всех стен, отделяющих людей друг от друга, ибо разрушена стена, отделяющая людей от их Творца, от Бога. Уже вдохновенные голоса древних пророков предвозвещали конец вражде в лице Посланника Божия, Искупителя, Примирителя и Спасителя. Этим пророческим провозвестием и открывается наше чтение: «Он есть мир наш». Так Апостольское писание называет Иисуса Христа. Он – наша премудрость от Бога (1 Кор 1:30), наша надежда (1 Тим 1:1), наша жизнь (Кол 3:4). Здесь он назван нашим миром.
Послание к Ефесянам было написано в исторической ситуации, когда все человечество, помимо множества прочих разделений, было принципиально расколото на две части, как бы на две религиозные «расы» людей – на иудеев и язычников. Одни – «народ близкий к Богу» (Пс 148:14), другие – «народ дальний» (Ис 49:1). До Христа этот барьер между ними был непреодолим, после Христа – разрушен.
Эти два «народа», очень неравные количественно, но еще более неравные в самых существенных вопросах смысла и цели бытия, – эти два народа стали одним народом Божиим, одной человеческой «расой», более того, новым творением, новым человеком во Христе. Те, которые были неко¬гда далекими, стали теперь близкими. Пророк Исаия из туманных далей будущего слышал слово благовестия: «Мир, мир дальнему и ближнему» (Ис 57:19). То было Благовестие, принесенное спустя столетия Иисусом Христом: «Мир вам, дальним, и мир близким» (Еф 2:17).
Когда было написано Послание к Ефесянам, Материальное воплощение вражды и разделения людей, каменная стена, под страхом смертной казни преграждавшая язычникам вход в Иерусалимский храм, еще стояла. Но духовно она уже была разрушена Иисусом Христом. Юридическим выражением этой вражды и разделения был Закон Моисея с множеством его предписаний и толкований, еще остававшийся в силе. Но духовно он был отменен Плотью, то есть смертью Иисуса Христа. Ветхий Адам, то есть разделенный в себе и враждующий с Богом человеческий род, еще существовал, как и существует. Но «Господь с неба» (1 Кор 15:47) уже явил в Себе нового Адама, в Котором была убита всякая вражда.
Вместо каменного храма построен и растет новый, духовный храм. Каменный храм и стены, его окружающие, можно разрушить, и они разрушены. Духовный храм разрушить невозможно, ибо он держится Божественным краеугольным камнем, построен не из безжизненных камней, но «камней», имеющих жизнь в Боге, жизнь, не знающую тления и смерти. Вместо религии закона, высеченного на каменных скрижалях и требовавшего послушания, пришла религия любви, вписанной Божественным Духом в человеческие сердца. Закон нужен там, где есть вражда. Там, где царит мир, закон не нужен, отменен. Любовь, данную свыше вместо закона, отменить невозможно.
Удивительны и глубоки эти и другие образы нашего отрывка, как то – гражданство в Царстве Божием, принадлежность к семье Бога, в которой люди имеют доступ к Отцу и становятся братьями и сестрами друг другу. Возвышенные слова послания непосредственно были обращены к христианам их язычников, жившим в те давние времена. Вопросы, затронутые в послании, были чрезвычайно актуальны в ранней Церкви. Но… не для нас ли это было написано (1 Кор 9:10)? Конечно, и для нас.
Обращаясь от прекрасного идеала, изображенного апостолом Павлом в Послании к Ефесянам, к нашей реальной жизни в Церкви, разве мы не видим иную, далекую от этого благостного идеала картину? Не говоря уже об обществе в целом, в котором как царили прежде, так и и ныне царят вражда, подозрительность и непримиримость, в самой Церкви Христовой мы наблюдаем личную вражду, разобщенность, разделения, а иногда и всякого рода нетерпимость, усиленную предрассудками, политическими пристрастиями, самомнением и духом непрощения. Где братство? Где духовная семья, в которой царит любовь? Где гармоничное соединение «живых камней» храма Божия? Не уподобились ли мы ветхим строителям каменных стен, законнических оград и перегородок?
Мы сознательно возводим все новые и новые барьеры или смиряемся с уже существующими, в своем безумии противясь объединяющей силе Христа и изгоняя Духа из жилища Божия. Призванные нести людям Благую весть о мире, мы часто являем им неприглядную, а иногда и отталкивающую картину соблазна. Оттого и необходимо нам вслушиваться в слова Писания: для нас они написаны, к нашей совести взывают и нас призывают к покаянию.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)