ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ЦИКЛА Рубан Ю. Общее понятие о рождественском цикле.
Как известно, бого¬слу¬жебное чествование важней¬ших праздников не ограни¬чивается одним днем. В первую очередь это относится к торжествам, вы¬ра¬жающим важней¬шие догматы Христи¬ан¬ства как религии Спа¬сения – к Богоявлению, т. е. явле¬нию Бога во плоти, и Его Воскресе¬нию из мертвых. Воскресению Христову (или Пасхе) посвящен весьма продол¬житель¬ный и тщательно разра¬ботанный календар¬ный период, имену¬емый «Пас¬халь¬ным циклом» (мы будем говорить о нем позднее). Рождественский цикл (точнее – период) по раз¬ным причинам не получил такого законченного оформления. Древние богослужебные источники свиде¬тельствуют, что из некоего «синтетического» праздника, который греки называли Тэофания, или Епифания (Богоявление, или Явление [Божественной силы]), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспо¬минаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение (Встреча) в Иерусалимском храме. В него включены и менее торжественные праздники – произ¬водные от этих основных (смотрите ниже). В настоящее время эти торжества воспри¬нимаются нами как отдельные по смыслу богослужебные воспоминания. Но в древ¬ности Тэофанию (Епифанию) праздновали сорок дней (как мы сейчас празднуем Па¬сху), а своеобраз¬ным «отданием» праздников рождественского цикла был праздник Сретения Гос¬по¬дня. Кстати, далеко не все знают, что в старых богослужебных книгах под 25 декабря, наряду с обычным названием праздника Рождества, помещался под¬за¬головок: «Пасха. Праздник тридневный»! Сравнение с Пасхой, которую богослужебные песнопения называют «праздником из праздников и торжеством из торжеств», – указание на особый характер Рождества Христова и одновременно – на всё же более скромное его чествование: Пасха с особой торжественностью празднуется неделю (Светлую седмицу), а Рождество – три дня.
Современный православный цикл рож¬дествен¬ских праздников и воспоминаний можно представить в таком виде .
Рождественский цикл в современном календаре «Неделя святых праотец (праотцов)» (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым). – Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, «юридического» отца Мессии, – то есть здесь пред нами предстает вся история дохристианского человечества! В этом бесконечном перечне имен выделяются "проповедавшие Христа" ветхозаветные пророки и вообще все библейские праведники. «Неделя святых отец (отцов)» (ближайшее воскресенье перед Рожде¬ством). – Цер¬ковь вновь воспоминает всех ветхозаветных святых, но особо прослав¬ляются предки Иисуса Христа по плоти. Поэтому в Евангельском чтении на Литургии приводится родословная (генеалогия) Иисуса Христа. «Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [в 5508 г. от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудей¬ском]». – Это современное название праздника; в квадратных скобках – дополнение по старым месяцесловам. Более точное в богословском аспекте название, на которое нам следует обратить особое внимание, таково: «Еже по плоти (kata sarka) (!) Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (так в славянской богослужебной Минее; это буквальный перевод греческого названия праздника). – (25 декабря / 7 января). Смотрите раздаточный материал. «Собор Пресвятой Богородицы» (26 декабря / 8 января). – На следую¬щий день после празднования Рождества Христова Церковь устраивает торжественное "собрание" (слав. собор) – созывает верующих для благодарственного прославления Пресвятой Девы Марии, послужившей великому таинству воплощения и вочеловечения Сына Божия. Отсюда и название праздника. «Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иако¬ва, брата Господня». – Праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения, – родоначальнику мессианской династии Давиду (+ ок. 970 до н. э.), в переносном смысле – «отцу» Мессии (ставшему его прямым потомком), а также двум Его ближайшим родственникам – «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сын Иосифа от первого брака). Он считается первым епископом иудео-христианской Церкви Иерусалима и воплощает несбывшуюся надежду на обращение ко Христу всего Израиля. Они прославляются в первое воскресенье после Рождества; если же Рождество приходится на воскресенье, то их па¬мять совершается на следующий день, вместе с Собором Богородицы. «Память Святых младенец четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря / 11 января). – Воспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба – символ всегда гонимого миром Христианства. «Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января). – Праздник продолжает тему Рождества и утверждает реальное (а не призрачное, как считали древние еретики-антисемиты) воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Он пришел «не нарушить Закон и Пророков», но исполнить (Матф 5:17). Смотрите раздаточный материал. «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января). – Об этом знаменательном празднике смотрите в отдельной брошюре. «Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (7/20 января). – Прославляется последний пророк Старого (Ветхого) и одновременно первый пророк Нового Союза-Завета, величайший «из рожденных женами» (Матфей 11:11). «Сретение Господа нашего Иисуса Христа» (2/15 февраля). – Смотрите мою книгу и отдельную брошюру. «Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы» (3/16 февраля). – Чествуются ветхозаветные праведники, олицетворяющие завершение всей ветхозаветной истории ожидания Мессии. В отличие от
подавляющего большинства своих современников, ослепленных нацио¬нально-политическми иллюзиями, приведшими библейский Израиль к трагедии, они поняли истинный смысл и цель пришествия в мир Мессии. Смысл рождественских праздников Историческая цель и догматический смысл праздников рождествен¬ского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подроб¬ностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, "чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью", – как прекрасно сказал известный богослов Бернард Ботта. (Смотрите 1 главу Евангелия от Иоанна.) Будем внимательны к историко-богословскому аспекту этих праздни¬ков. Постараемся понять, почему, например, римский по происхождению, праздник Рождества Христова (Dies Natalis Christi) стали праздновать в день зимнего солнцеворота (25 декабря) и почему он с трудом приживался на христианском Востоке (а в календаре Армянской Церкви его до сих пор вообще нет!)? Почему праздник Крещения Господня, как мы его обычно называем, имеет двойной заголовок, и на первом месте стоит древний термин Теофания (Богоявление)? Вопросы можно продолжать до беско¬неч¬ности. Разумеется, существует область профессионального знания, но молиться Богу «в разуме» призваны все христиане2. А для этого нужно учиться богословию и быть внимательными к богослужебным текстам. Писавшие их великие отцы Церкви создавали не "текстовки" для хоровых партий, а перелагали в доступную для народа форму свои богословские трактаты, и никто не отменял необходимости их изучения. Мы ходим в храм не слушать хор (для этого – филармония), а молиться и учиться. Если человек за многие годы хождения в церковь так и не ура¬зумел, что смысл праздника Рождества не в елке, колядках и рождествен¬ском гусе, – это катастрофа, впрочем, поправимая. Стоит лишь прислу¬ша¬ться к голосу Церкви и стать прилежным учеником ее великих богословов. 30.12.08. Юрий Рубан
Источник: http://logos11.my1.ru/Rubanj/rozdcikle.doc |