Сегодня мы читаем одно из тех мест Нового Завета,
где в торжественной, литургически окрашенной форме изображено, чтò даровал людям
Бог воплощением Своего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, и ниспосланием
Своего Святого Духа. Место это неслучайно выбрано для чтения и размышления над
ним в праздник Святого Богоявления. Именно о явлении трижды говорится в этом
коротком отрывке: явление благодати, явление благости и явление славы Божией.
После
подробных наставлений к этически безупречной жизни апостол пишет, что мы,
христиане, должны прилагать все усилия к тому, чтобы жить благоугодно Богу, ибо
«явилась благодать Божия», то есть пришло время спасения. С земным явлением
Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа среди нас, как свет в ночи, воссияла
благодать Бога, «Который есть Спаситель всех людей», «Который хочет, чтобы все
люди спаслись» (1 Тим 2:4; 4:10). Эту мысль о спасении всех, о вселенской
значимости спасительной благодати, данной нам в Иисусе Христе, апостол не
устает повторять в своих Пастырских посланиях.
[1] Текст
проповеди о. Ианнуария и его же перевод апостольского чтения воспроизводятся здесь
по изданию: Вода Живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2009. № 1. С.
27–28.
НА БЕРЕГАХ ИОРДАНА
«В те дни выходит на проповедь Иоанн Креститель в
пустыне Иудейской и говорит: "Покайтесь, ибо Царство Небесное[1]
совсем близко!"[2]
Он тот, о ком предсказано через пророка Исайю, говорившего: "Голос
вопиющего в пустыне: уготовьте пути
Господу, выпрямляйте тропы Его!" У этого Иоанна одежда была из
верблюжьего волоса, и пояс из кожи на бедрах; а пищей ему были саранча и дикий
мед. Тогда выходили к нему со всего Иерусалима и всей Иудеи, и принимали от
него крещение в реке Иордан, исповедуя грехи свои. <...> Тогда выходит
Иисус из Галилеи на Иордан, к Иоанну, чтобы принять от него крещение. А тот
возражал Ему, говоря: "Это мне бы надо принять крещение от Тебя, а Ты
приходишь ко мне!" Но Иисус ответил ему: "Теперь не противься: ибо
так надлежит нам исполнить всякую правду". Тогда Иоанн перестал
противиться Ему.
[1] О
понятии «Царство Божие», или «Царство Небесное» см.: Сергей Аверинцев. Переводы... С. 185–186.
[2]
Согласно евангелисту Марку, Иоанн кроме того возвещал: «Идет за мною Тот, Кто
сильнее меня, у Кого я недостоин, наклонясь, развязать завязки обуви. Я крестил
вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:7–8). См. комментарии: Сергей Аверинцев. Переводы... С.
207–221.
КРЕЩЕНИЕ ИЛИ БОГОЯВЛЕНИЕ?
(К истории праздника)
Праздник Богоявления имеет в современном
православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На бытовом уровне мы обычно называем его просто
Крещением Господним, заимствуя название из одноименного события евангельской истории (Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22). При этом акцентируется
тема явления миру Святой Троицы, о
чем поется и в праздничном тропаре. Но знаменательно, что на первом месте всё же
стоит термин «Богоявление», а в современном греческом Часослове праздник и
вовсе имеет лишь одно название: «Святая Теофания (Святое Богоявление) Господа и
Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»! Получается, что слово «явление»
относится не к Святой Троице, а к Богочеловеку Иисусу Христу! Как объяснить это
видимое противоречие?
Агиасма! Это звучное и таинственное слово вошло в
славянский литургический язык из греческого. Здесь ‘gÏasma (буквально «святыня»)
употребляется в широком значении; в церковнославянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге)
обозначает святую воду. «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник,
XVI в.). Но что же такое «святая вода»?
Что такое «святая вода»?
Согласно христианскому вероучению – это
обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая,
озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие («благодатные»)
и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа,
именуемого водоосвящением. Народ часто называет его «водосвятием»; в
древнерусском языке встречается термин «водокрещение».
Известно, что почитание воды как одной из основных
«творческих стихий» мироздания имеет общерелигиозный характер. У разных
народов акцентируется при этом святость воды определенных источников и рек,
зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у
древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у
славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной,
вода стала символом внутреннего очищения грешной души человека, поэтому
обязательные священные омовения занимают важное место в религиозном законодательстве
Моисея, Зороастра, Мухаммада; огромное значение придавали этому обряду древнехристианские
«гностики». Интересно, что свою практику покаянного крещения (букв. «омовения»)
Иоанн Предтеча заимствовал, вероятно, у эсхатологически настроенных ессеев, в
общине которых он мог воспитываться после смерти пожилых родителей.
[1] Эта статья была написана
мной по заказу нашего епархиального журнала «Вода Живая: Санкт-Петербургский
Церковный Вестник». В несколько сокращенном виде напечатана в его январском
номере за 2007 г. – Ю. Р.
Водоосвящение и купание
«Сегодня
освящается естество вод», – поется за службой водоосвящения. Естественно,
христианину хочется не только вкусить агиасму, но все тело освятить погружением
в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание
было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским
ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные
весельчаки, предававшиеся на святках «национальным излишествам», желают столь
радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки
здравого смысла.