Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.
Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».
Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блуд¬ного сына, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас? Как мы можем отозваться на зов такого Бога? Ответом могут стать слова Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в моли¬т¬венном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда раз¬говариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запу¬та¬ешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово ве¬ры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».
Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.
Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверен-но¬стью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь
Лестница в Небеса
Четвертое великопостное воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. ("Преподобными" называют святых из монахов.) Долгая жизнь этого древнего подвижника (VI в.), проведенная у подножия священной горы Синай, была бедна внешними событиями, но богата внутрен¬ними, и это обеспечило ему историческое бессмертие. Несколько странное для слуха прозвание – Лествичник (славянское сло¬во лествица значит просто "лестница") – он получил от названия книги – "Лествица райская". В ней духовный путь подвижника сравнивается с непрерывным восхождением по крутым ступеням "лестницы" духовного совершенствования на небо. Всего Иоанн насчитывает 30 ступеней – стадий совершенствования, по традицион¬ному числу лет жизни Иисуса Христа до Его вступления на общественное служение. Разумеется, он писал в первую очередь для своих "коллег" мона¬хов, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, близко каждому христианину. Впрочем, не только: психологически гениальные наблюдения синайского монаха вошли в мировую культурную сокровищницу и интересны всем духовно развитым людям.
"Лествица", читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н. В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, "не рас¬ставался". Замечательно, что хрестоматийный герой гоголевской "Шинели" оказался обязан своим именем и даже осо-бенностями характера одному из пер¬сонажей "Лествицы" – святому Акакию Савваиту, современнику Иоанна Лест¬вичника. (Греческое имя Акакий значит "кроткий", "незлобивый".)
Читать/смотреть/скачать книгу "Лествица"
Юрий Рубан