Сегодня, 21 (8 по старому стилю) мая, Православная Церковь чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сын палестинского рыбака Зеведея, промышлявшего на Тивериадском озере, юный Иоанн стал учеником Иоанна Крестителя, а затем одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа и одним из трех ближайших Его учеников (вместе с братом Иаковом Старшим и Петром). Более того, Иоанн – «ученик, которого любил Иисус», а потому – единственный и самый близкий Ему человек. И это неудивительно.
Евангелия повествуют, что апостолы, сочтя дело своего Учителя проигранным, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опа¬се¬ниями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совер¬шенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (I Ин 4:18) Умирающий на кресте Христос вместо Себя усыновил Иоанна Своей Матери Деве Марии. «И с той поры ученик взял Её к себе», читаем в его Евангелии (Ин 19:27).
Апостол Иоанн был свидетелем преображения Господа, во время Тайной вечери «возлежал на груди Иисуса» (отсюда понятие «наперс¬ник») и одним из первых услышал весть о Воскресении. Православная Церковь именует Иоанна «таинником» (у греков это слово, «мист», еще в дохристианские времена означало духовного избранника, посвящен¬ного в мистерию). О его последующей жизни достоверных сведений мало. Вместе с Петром он проповедовал в пределах Палестины и, согласно преданию, жил вместе со своей названной матерью в Иеруса¬лиме, а затем в Ефесе (на западном побережье Малой Азии, ныне Турция). Он умер здесь своей смертью глубоким старцем в начале II века, и этим зна-менательно отличен от всех других апостолов, принявших насильствен¬ную смерть от гонителей.
Преставление (день памяти) ап. Иоанна Церковь чтит 9 октября (26 сентября по ст. ст.). А в мае совершается «воспоминание его честного праха, цельбоносно исходившего от его гроба».
Согласно преданию, св. Иоанн Богослов, достигнув столетнего возраста, приказал своим семи ученикам выкопать ему крестообразную могилу недалеко от Ефеса. Он лег в нее еще живым, вскоре скончался и был погребен. Через несколько месяцев христиане, жившие в Ефесе, раскопали его могилу (видимо, для перезахоронения), однако не нашли тела апостола и в глубоком изумлении возвратились в город. После этого они часто приходили на его могилу и возносили там усердные молитвы, призывая помощником и ходатаем пред Богом этого любимого ученика Христова. Вскоре стали замечать, что каждый год в этот майский день от гроба апостола исходил некий «тонкий прах», творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Об этом чудесном прахе (или манне) свидельствуют блаж. Августин (†430) и Григорий Турский (†594), а также наш русский паломник игумен Даниил (XII в.).
В некоторых древних Месяцесловах этот праздник называется ροδιομός (родиомос) – «розовник». Некоторые объясняют это название тем, что манна, исходившая от гроба Иоанна Богослова, называлась ρόδις (родис) – то есть «розовая мазь», «розовый порошок». Но, скорее всего, «розовником» этот праздник назван из-за употребления роз, которыми, вероятно, украшали могилу св. Иоанна и храмы, подобно тому, как мы употребляем зеленые ветви и цветы в День Святой Троицы (Пятидесятницы)