Дни памяти христианских святых – как правило, дни окончания их земной
жизни. Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью Девы
Марии. Отсюда и двоякая тональность праздника: понятная человеческая скорбь
сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия
просто не существует. На это указывает и славянское название:
"Успение" – это просто "Сон", за которым следует
пробуждение и слава. Поэтому Католическая Церковь называет праздник "Ассумпцио" – "Принятие Богоматери
в небесную славу".
О земной жизни Девы Марии известно мало: канонические Евангелия говорят
о Ней только в связи с Ее Сыном. Известно, что умирающий Христос просил Ее
усыновить Своего любимого ученика – св. Иоанна Богослова. Наконец, Книга
Деяний Апостольских говорит о Ее пребывании среди апостолов в еврейский
праздник Пятидесятницы, ставший для нас Днем Святой Троицы. (Вспомним
великолепные полотна Эль Греко и других мастеров.) Последующая жизнь
Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и
не имеющих догматического авторитета.
Одно из преданий свидетельствует об участии Девы Марии в распределении
между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию
Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно
связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь – на
Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее мировым центром
православного монашества, местом особого почитания Богоматери.
По другому, исторически более достоверному, преданию, Дева Мария тихо
жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и
Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами
рукоделия, и посещала места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от Нее
Сына.
События последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери,
символически воспроизводят важнейшие моменты Ее жизни. Новым Благовещением
становится возвещение архангела Гавриила о близкой кончине, а принятие Марии
вместе с телом в "небесную славу" – новым Введением во Храм. Как
некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын,
спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и
хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого
младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника
Вскоре наступает кульминация: разлученная с телом душа Богоматери вновь
чудесно с ним воссоединяется, и следует уход воскресшего тела в потусторонний
мир. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Ее погребения со всех концов
Вселенной, раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И
этот апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил
товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в
пещере одни лишь погребальные пелены.
Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало
до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64
году. Древнехристианская традиция указывает гробницы Девы Марии, Ее родителей
Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в восточной части
Иерусалима.
Представление о телесном вознесении Богоматери на Небо разделяют
христиане и Православной, и
Католической Церквей. Отсутствующий в Православии торжественный момент
увенчания (коронования) Девы Марии как "Царицы Небесной" Иисусом
Христом – излюбленный сюжет западной религиозной живописи, хорошо знакомый
посетителем Эрмитажа. Успению Богоматери посвящены многие храмы Востока и
Запада, в том числе ранее главный приходской храм Руси – Успенский собор Московского
Кремля. Название праздника отразилось также в одной из самых распространенных
на Руси "священнических" фамилий – Успенские.
Символично, что Успение – последний "двунадесятый" праздник
православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по
новому стилю). А первым общехристианским праздником Нового года станет
Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).
Литература: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...". М., 1993, с.71–77