Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес,
то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к
христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители
города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому,
казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о
сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса
Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не
начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они
стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в
следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.
Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из
мертвых.
Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни
каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является
фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом
его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).
Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в
честь освобождения израильского народа из египетского рабства.
Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от
рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, –
означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из
праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов
Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви
новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез
Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли
на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам
«власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым
значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником
Праздников и Торжеством из Торжеств. Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и
песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна
Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных
храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После
Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».
Смерти больше нет. Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали
«Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость
переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она
же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе
Христос!»
По материалам Пасха.ру
|