Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после
Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение
усопших, первое после праздника Пасхи. В этот день христиане как бы
разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви,
уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста
(IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в
древности.
Этимологически слово «радоница» восходит к словам
«род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге
церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы
обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких,
а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет
печаль о временной разлуке с родными.
Именно на Радоницу
существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся
крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная
трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия,
отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами
Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Распространившийся
же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи
противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня
после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек
умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха —
время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над
всякой скорбью и печалью.
|