Суббота, 23 Сентябрь 2017, 11:02
| RSS
ЛОГОС
Духовно-образовательный проект
Гимназии № 11 г. Минска



Главная » Статьи » Публикации Ю.И. Рубана » Праздники Рождественского цикла

4 января - Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец
Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец
4 января 2009 г. (22 декабря 2008 г. ст. ст.)
Апостольское чтение на Литургии 
Послание ап. Павла к Евреям 11:9–10, 17–23, 32–40
[Вера древних и конечное совершенство]

[Братья,] верою обитал [Авраам] на земле обетованной [обещанной ему Богом], как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего твердое основание, архитектор и строитель которого – Бог.

Верою Авраам выдержал испытание и принес в жертву Исаака; он, полу¬чи¬вший обещание [о сыне], приносил единородного, о котором ему было ска¬зано: в Исааке наречётся тебе семя (потомство). Он рас¬судил, что Бог силен и из мертвых воскрешать, потому он и получил его [сына] обратно в предзна¬ме¬нование. Верою, и для будущего, Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каж-дого из [своих сыновей и] сыновей Иосифова и простерся пред Богом, опираясь на верх своего посоха. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родите¬лями своими, ибо увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.

И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою покорили царства, творили правду, достигли обещанного, заградили уста львов, угасили силу огня, избежали острия меча, получили силу в немощах, стали крепкими на войне и отразили полки чужих. Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения. Иные же испытали поругания и побои, а также узы и темницы, были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, страдания. Те, которых весь мир не был достоин, блуждали по пустыням и горам, по пещерам и земным ущельям.

И все они, засвидетельствованные через веру, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее: чтобы они вместе с нами достигли совершенства !

Евангельское чтение на Литургии - Евангелие от Матфея 1:1–25
[Генеалогия Иисуса Христа. Его рождение от Девы Марии]
Книга происхождения (родословия) Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду и братьев его; Иуда породил Фареса и Зару от Фамари; Фарес породил Эсрома; Эсром породил Арама; Арам породил Аминадава; Аминадав породил Наассона; Наассон породил Салмона; Салмон породил Вооза от Раав; Вооз породил Овида от Руфи; Овид породил Иессея; Иессей породил царя Давида.

Давид породил Соломона от той, что была замужем за Урией; Соломон породил Ровоама; Ровоам породил Авию; Авия породил Асу; Аса породил Иосафата; Иосафат породил Иорама; Иорам породил Озию; Озия породил Иоафама; Иоафам породил Ахаза; Ахаз породил Езекию; Езекия породил Манассию; Манассия породил Амона; Амон породил Иосию; Иосия породил [Иоакима; Иоаким породил] Иехонию и братьев его, во время выселения в Вавилон.

После же выселения в Вавилон Иехония породил Салафиила; Салафиил породил Зоровавеля; Зоровавель породил Авиуда; Авиуд породил Элиакима; Элиаким породил Азора; Азор породил Садока; Садок породил Ахима; Ахим породил Элиуда; Элиуд породил Элеазара; Эле-азар породил Матфана; Матфан породил Иакова; Иаков породил Иоси¬фа, супруга Марии, от Которой родился Иисус, что именуется Христос.

Итого всех поколений: от Авраама до Давида – четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон – четырнадцать поколений; и от выселения в Вавилон до Христа – четырнадцать поколений.

Что до Иисуса Христа, происхождение Его совершилось так: матерь Его Мария была обручена Иосифу; однако прежде, чем стали они жить совмест¬но, обнаружилось, что Она ожидает дитя от Духа Святаго. Между тем Иосиф, муж Ее, был человек праведный и не хотел Ее ославить (выставить напоказ), а потому вознамерился расторгнуть помолвку тайно. Когда, однако, он был в таких мыслях, – вот, Ангел Господень явился ему в сновидении, говоря:

"Иосиф, сын Давидов! Не страшись принять Мариам, жену твою; ибо то, что зачалось внутри Неё, – от Духа Святого. Сына родит Она, и ты наречешь Ему имя – Иисус; ибо Он спасет народ Свой от грехов их". Всё же это случилось во исполнение сказанного Господом через пророка, говорящего:

"Се, Дева зачнет во чреве, и родит Сына, и нарекут имя Ему – Эммануил" (Исайя 7:14), – что в переводе означает: "С нами Бог".

Иосиф, пробудившись от сна, сделал, как велел ему ангел Господень, и принял жену свою; и не познал Ее, и вот Она родила Сына, и он нарек Ему имя – Иисус.

 

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Проповедь в Неделю перед Рождеством Христовым
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Сегодняшние чтения из Апостола и Евангелия являют нам веру (что на библейском языке означает верность!) древнего Израиля, народа Божия, и вместе с тем говорят о необычайности путей Божиих.

В апостольском чтении мы видим ряд людей, мужчин и женщин исполинской веры, которые так поверили Божиему слову и Самому Богу, давшему это слово, что готовы были свою жизнь и свою смерть отдать ради этого обещания, когда-то однажды данного их предкам и остававшегося неисполненным на протяжении тысячелетий.

Нам надо научиться этой верности потомков Авраама, которому Бог дал это обетование. Около двух тысяч лет целый народ жил всей верностью, на которую был способен каждый отдельный человек этого народа. Потому что слово Божие – правда, и как бы долго ни ждать его исполнения, оно остается правдой. И пути Божии остаются выше наших путей, и мысли Его – выше наших мыслей. Пути непонятные, таинственные, но всегда верные. И в ответ на Божию верность целый народ явил способность быть верным обетованию, которое продолжало оставаться неисполненным до дня, когда Сам Господь пришел стать человеком, когда родился Сын Марии, подлинный Эммануил («С нами Бог»!), Которого человечество ждало на протяжении всей истории.

А дальше читается начало Евангелия от Матфея. Иногда мы слушаем это чтение как-то нетерпеливо: в чем смысл этого длинного списка имен? Ведь даже ученые, изучающие Ветхий Завет, не всегда могут сказать, кто именно скрывается под тем или другим именем. Но неужели не вздрогнет наше сердце при мысли о том, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, становясь человеком, приобретает длинную человеческую линию предков; что Он принимает на Себя человеческую наследственность; что каждое столетие (иногда – каждое десятилетие) привносило в эту наследственность еще одно свойство, вплетая его в историю человеческой семьи, увенчанием которой стал воплотившийся Сын Божий?!

Многие из этих имен известны как имена великих людей духа, поражающих нас своей святостью. Но сколько среди них и людей сложной судьбы: Раав блудница; Вирсавия, бывшая жена Урии, силой взятая Давидом; Руфь чужестранка… В этой родословной святость, человеческая хрупкость и грех так переплетаются, что это должно бы поражать нас: как может Сын Божий принять на Себя человеческую природу, которую сплело столько рук, при этом одни из них чистые, а другие запятнанные? И не только руки, но и души, и тела, и умы, и сердца. Но ведь все эти люди, такие хрупкие и так порой отличающиеся от подвижников духа, описанных в сегодняшнем Послании, также были частью народа, возлюбившего обетование и жившего надеждой на него, – каждый по своей силе или по своей хрупкости.

Дивно, что одно из имен, которыми Ветхий Завет называет Бога, –это «Огонь поядающий» (Исх 24:17). Но ведь этот всепожирающий огонь – огонь не разрушительный, а огонь, способный принять в себя всё и всё обратить в пламя: чистое, сверкающее, пребывающее за пределами осквернения. Огонь питается и драгоценным деревом, и отбросами; и когда пища огню в него брошена, она им принята и им изменена. В этом наша надежда и наше удивление: мы можем прийти к Богу, как Раав, как Вирсавия, как Давид, как Соломон, как Фамарь, как Манассия, как все эти люди, воспоминаемые здесь за их хрупкость, но также за их покаяние и за их верность. Все они поверили, что Бог не нарушает Своего обещания, и поэтому можно жить ради этого обещания, ожидая его исполнения, – в нашей ли жизни или через много поколений!

И однажды это обетование исполнилось: Бог пришел, Он – Эммануил, «Бог среди нас», «С нами Бог». Бог пришел, и Его имя, человеческое имя Иисус означает «Господь – [наше] спасение». Да, обещание исполнено. Но не следует ли нам задуматься на мгновение о тех столетиях, когда люди жили ожиданием, так никогда и не увидев исполнения своей надежды; жили с такой верностью, с таким мужеством перед лицом опасности; жили, готовые, если нужно, умереть, но не изменить своей вере – то есть своей уверенности в том, что Бог верен?!

Мы живем в мире исполнившегося обещания. Это исполнение – Христос. Для нас пришла жизнь вечная; она – как зерно, несущее нас в себе. И вот – где мы? Какова наша вера в другие обещания, какова наша верность Живому Богу, давшему их нам? Неужели мы не можем уподобиться самому хрупкому из людей Ветхого Завета и не можем постараться вырасти в меру самого великого из них? Ведь они жили лишь чаянием, а мы живем уверенностью в уже совершившемся, живем в ожидании окончательного исполнения обетований – то есть в ожидании славного пришествия Господа, победы Божией, которая есть наша вечная жизнь и наше спасение. Сколько в этом вдохновения! Сколько мужества и надежды! Сколько радости мы могли бы и должны внести в жизнь! Ведь мы – народ Божий, но народ Такого Бога, Который уже среди нас. Он – Один из нас, если только мы – Его. Какое это диво! Какая это радость и вдохновение! Аминь!

1 января 1984 года





Источник: http://www.logos11.my1.ru/Rubanj/ned_rozhd_2009.doc
Категория: Праздники Рождественского цикла | Добавил: Администратор (02 Январь 2009)
Просмотров: 1489 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Хостинг от uCoz