ЛАЗАРЕВА СУББОТА. СВИДЕТЕЛЬ ОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ. Вчера, в пятницу вечером, завершился Сорокадневный пост (Святая четыредесятница), и с Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа, грядущего «на вольную страсть». Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. «Общее воскресение прежде Твоя страсти уверяя, из мерт-вых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...», – слышим мы пение праздничного тропаря. «Воскрешение Лазаря, – пишет о. Ал. Мень, – последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью Страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и, наконец, решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полны¬ми слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отва¬лен¬ный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах:: "Выйди, Лазарь!" Безмолвная фигура в саване на пороге склепа… Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем"2. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Хри¬ста над жизнью и смертью, как уверение учеников в Своем Воскресении и буду¬щем воскрешении мертвых. Поэтому данному евангель¬скому событию и посвящена предпоследняя суббота Великого поста, перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Воскрешение Лазаря на четвертый день (отсюда его прозва¬ние «Лазарь Четверодневный»), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Иоанн 11:47–53). «С этого дня, – пишет евангелист Иоанн, – они приняли решение убить Его. Поэтому Иисус больше не ходил открыто среди иудеев, но ушел оттуда в место близ [Иудейской] пустыни, в город, называемый Эфраим, и там Он остался с учениками Своими» (Иоанн 11:53–54). Отсюда следует, что наше богослужебное время не совпадает с еван-гель¬ским историческим: воскрешение Лазаря произошло не накануне (как в церковном календаре), а за месяц или полтора до церемониального входа Господа в Иерусалим. (Пасха тогда была в марте, и воскре¬шение Лазаря произошло, скорее всего, в феврале.) Иудеи верили, что Мессия придет и совершит окончательное и вечное (эсхатологическое) спасение Своего народа непременно в праздник Пасхи, установленный в память о временном (историческом) спасении из Египетского рабства. Поэтому Иисус Христос должен был «выиграть время» – не быть арестованным немедленно и скрыться. Он хотел символически явить Себя Мессией и Спасителем именно в этот величайший праздник, чтобы в последний раз попытаться открыть израильскому народу истинный характер Мессианского Царства. (Но Его единоплеменники мечтали о другом «спасении» и ждали другого «царства»). О самом же Лазаре нам известно мало. Традиция называет его «Другом Божиим»; возможно, он приходился Иисусу дальним родственником. Вместе со своими гостеприимными сестрами Марфой и Марией он жил в Вифании (предместье Иерусалима). В их доме часто останавливался Иисус Христос со Своими учениками во время миссионерских путешествий (Лука 10:38–41; Иоанн 12:1–2). Согласно церковному преданию, после своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа города Китиона (о. Кипр). В 898 г. его мощи перенесли в Константинополь. Память этого события – 17/30 октября.
Источник: http://logos11.my1.ru/Rubanj/lazareva.doc |